Признаки, по которым сотрудник образовательного учреждения может судить о том, что ребенок стал жертвой насилия
Здесь приведены признаки, по которым сотрудник образовательного учреждения может судить о том, что ребенок стал жертвой насилия
- Физическое насилие
Различного рода преднамеренные травмы: синяки, ссадины, ушибы, ожоги. Преднамеренный характер повреждения нередко определяется на первый взгляд (следы избиения ремнем, синяки, повторяющие следы пальцев, ожоги, укусы…) или уточняется при освидетельствовании медицинским работником. Несвоевременное обращение за медицинской помощью в случае травмы, разные версии происхождения травмы со слов родителя и ребенка, неправдоподобное объяснение полученных повреждений.
Дети могут демонстрировать устойчивые признаки отставания в развитии и анормальные стили поведения:
- Ребенок может вести себя отстраненно, замыкаться в себе, не проявлять любопытства, быть чрезмерно уступчивым, «витать в облаках»; у него могут возникать проблемы с налаживанием отношений с другими людьми.
- Ребенок может ныть, хныкать, плакать, не ожидая, что кто-нибудь его утешит. Он также может воздерживаться от обращения к взрослым за помощью.
- Они не проявляют никаких чувств и эмоций, в то же время внимательно наблюдая за тем, что происходит вокруг них.
- Ребенок может ощущать неловкость или проявлять страх перед физическим контактом.
- Дети могут вести себя так, как будто они больны аутизмом. Многие из них не в состоянии нормально взаимодействовать с другими людьми и реагировать на окружающие их предметы
- Ребенок может казаться страдающим от депрессии или никак не проявлять свои эмоции. Он может не плакать от боли или обиды (или вообще никак не реагировать на боль или обиду) и не показывать удовольствие от приятных ощущений. В некоторых случаях дети, подвергшиеся насилию, не улыбаются и не играют.
- Ребенок может быть робким или пугливым. Во многих случаях такие дети вжимают голову в плечи, съеживаются, вздрагивают, уходят из помещения, пытаются «убраться с дороги» или иным образом выказывают свой страх перед родителями.
- Ребенок может проявлять чрезмерное стремление угодить, настойчиво добиваться похвалы или ласки, демонстрировать определенную «неразборчивость», пытаясь завязать дружеские отношения со всеми взрослыми, в том числе с незнакомцами.
- Ребенок может проявлять ранние признаки ролевой инверсии. Он может изо всех сил стараться удовлетворить малейшие прихоти своих родителей. Он может также «льнуть» к родителю, которые подвергает его насилию, активно выражая свою любовь к нему словами.
- Ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям, закатывать истерики или быть чрезмерно «обидчивым».
- Пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворение жизненных потребностей)
Неудовлетворение жизненных потребностей детей является результатом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные физические и эмоциональные потребности ребенка и его потребность в безопасной среде обитания.
Поведенческие признаки.
Дети, переживающие психологическое насилие, часто чувствуют себя несчастными. Могут иметь эмоциональные нарушения (страх, тревога, подавленность).
Поведение может быть как чрезмерно нормативным, ориентированным на похвалу, так и протестным, оппозиционным по отношению к взрослым; могут быть агрессивными или робкими.
Характерны психосоматические расстройства: беспричинные подъемы температуры, боли в животе, головные боли – характерные симптомы для детей, переживающих эмоциональное неблагополучие.
Посттравматическое стрессовое расстройство также возможно при психологическом насилии.
Формы психологического насилия:
Отвержение
Проявление враждебности по отношению к детям, их унижение и отвержение. Сюда относятся ситуации, когда ребенка принижают, высмеивают, стыдят, поносят, делают из него козла отпущения, прилюдно его оскорбляют, постоянно его критикуют и наказывают, заставляют его выполнять большую часть работы по дому, отказывают ему в поощрении.
Терроризирование
Сюда относятся ситуации, когда родитель угрожает нанести ребенку физический вред, убить или бросить его; заставляет ребенка становиться свидетелем жестокого обращения к другому родителю; оставляет ребенка без присмотра в опасной ситуации; помещает ребенка в непредсказуемую или хаотичную среду; ставит перед ребенком нереальные задачи, угрожая ему утратой, нанесением вреда или возникновением опасности, если он не решит эти задачи;
угрожает насилием или допускает насилие в отношении ребенка, близких ему людей, любимых им предметов.
Эксплуатация или растление
Сюда относятся ситуации, когда родитель поощряет или понуждает ребенка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие деяния), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, проституции, или занимается финансовой эксплуатацией ребенка
Отказ в эмоциональной близости
Игнорирование попыток ребенка наладить отношения и потребности ребенка к общению, взаимодействие с ребенком только в случаях крайней необходимости, нежелание или неспособность выказывать любовь и проявлять ласку к ребенку.
Изоляция
Постоянное введение необоснованных ограничений на общественные контакты ребенка и отказ в удовлетворении потребности ребенка в налаживании и поддержании отношений со сверстниками и взрослыми.
Ограничение свободы передвижения
Применение наказаний в виде запирания ребенка, особенно на продолжительный срок.
Отказ в удовлетворении потребностей
Отказ в убежище и сне в качестве наказания
3. Сексуальное насилие
В условиях ОУ проявляются чаще всего поведенческие показатели.
Словесное заявление – Когда ребенок заявляет, что он принимал участие в сексуальных действиях, или что взрослый делал с ним «плохие вещи», это всегда надо воспринимать серьезно. Если не обратить внимание на такое заявление или принизить его значимость, в будущем ребенок может выказать желания обсуждать этот вопрос.
Ребенок зачастую не может прямо заявить о том, что стал жертвой сексуального насилия, поскольку преступник угрожал ему, что это повлечет за собой серьезные последствия. В силу этого такие заявления могут носить завуалированный характер, например: «Я не хочу идти домой» или «Я больше не люблю папу».
Высокий уровень осведомленности по вопросам секса и сексуальное поведение, не соответствующее возрасту ребенка – педагог должен быть осведомлен о том, что и сколько дети разного возраста должны знать о сексе, и как они должны себя вести в сексуальном плане, чтобы вовремя выявлять несоответствия. При этом существуют некоторые поведенческие паттерны, которые зачастую свидетельствуют о нехарактерной вовлеченности в сексуальную деятельность.
У детей, подвергшихся половому насилию, зачастую присутствуют общие признаки эмоционального истощения. Следует, однако, помнить о том, что эти признаки необязательно указывают на то, что имело место сексуальное насилие. К ним относятся следующие: страхи и фобии (боязнь темноты, нежелание идти в школу, на улицу, домой, страх быть оставленным в одиночестве, беспредметная тревога, боязнь конкретных людей); агрессивное поведение, истерики, сцены, попытки убежать из дому, стремление ввязаться в драку; уход от общества, скрытность, изоляция, общее недоверие к людям; общая раздражительность, подверженность приступам плача, избыточная активность, неспособность сконцентрироваться; регрессия у детей младшего возраста (недержание мочи, недержание кала, сосание большого пальца, переход на «детский лепет», болезненное стремление к физической ласке); симптомы тревоги и депрессии.
Не всегда эти признаки очевидны и лишь внимательное общение с ребенком, его родителями, знание социальной ситуации развития ребенка может выявить жестокое обращение с детьми.